Общественный журнал
  • Главная
  • История
  • Люди
  • Религия
  • СМИ
  • Карта Сайта
  • О Сайте
  • Главная
  • История
  • Люди
  • Религия
  • СМИ
  • Карта Сайта
  • О Сайте
  • Главная
  • /
  • История

Жертвы «Петропавловска». Великих адмирала и художника погубила халатность

Броненосец «Петропавловск» затонул практически мгновенно, унося жизни сотен человек, среди которых — великий адмирал Макаров и великий баталист Верещагин.

13 апреля 1904 г. в двух с половиной милях от гавани Порт-Артура взорвался и затонул флагман 1-й эскадры русского Тихоокеанского флота броненосец «Петропавловск». Погибли 650 человек, в том числе командующий эскадрой вице-адмирал Степан Осипович Макаров и известный художник Василий Васильевич Верещагин. Теперь, через 115 лет после трагедии, её причина ясна — халатность.

Судьба адмирала

Степан Макаров в российском флоте слыл человеком отчаянным. Ещё в лейтенантскую молодость он ходил против турецких кораблей в минные атаки. Сперва с шестовыми минами (крепилась на носу парового катера на длинной палке). Потом с самодвижущимися, которые мы сейчас называем торпедами. К началу XX в. он был крайне популярен на флоте, особенно среди молодых офицеров. Именно из-за этого его назначили на Дальний Восток, чтобы возглавить войну, в которой «что-то пошло не так».

Макаров прибыл в Порт-Артур за 36 дней до гибели. Его стиль руководства все сразу же ощутили на себе. Адъютант адмирала впоследствии напишет об этих днях: «Часто у нас не было времени даже для еды или сна; и все же это была превосходная жизнь». Всего за один месяц его кипучей деятельности Тихоокеанская эскадра 6 раз выходила в Желтое море. А за все остальное время Русско-японской войны — трижды.

Накануне гибели Макаров направил сыну Вадиму единственное письмо из Порт-Артура: «Душа моя в смятенье, чего я никогда не испытывал. Начинаю уже чего-то улавливать, но смутно пока. Вот Верещагин Василий Васильевич что-то пытается объяснить, но сбивчиво, как все художники и поэты».

Конечно же, они хорошо знали друг друга, эти два бородача. Самый нетипичный русский адмирал и самый нетипичный русский художник приятельствовали еще с Турецкой войны.

Судьба баталиста

Василий Верещагин тоже имел право считаться военным моряком. В юности он закончил Морской кадетский корпус и даже получил первичное офицерское звание мичмана, однако быстро променял флотскую карьеру на стезю батального живописца. В 1868 г. он с натуры рисует осаду Бухары, находясь внутри цитадели. В 1877-м на русско-турецкой войне получает ранение в бедро во время минной постановки на Дунае…В январе 1904 г., когда Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией, Верещагин снова собрался на войну, хотя ему было уже за шестьдесят.

Последнее письмо Верещагина домой датировано 12 апреля 1904 года: «Сейчас еду на адмиральский корабль „Петропавловск“, с которого вот уже три ночи ездил на сторожевое судно… Хочу поехать и сегодня. Вчера выходили в море, но неприятеля не видели. Я подбиваю Макарова пойти подальше, но не знаю, согласится ли».

В последний раз Верещагина видели живым утром следующего дня. Чудом уцелевший капитан первого ранга Николай Яковлев впоследствии вспоминал, что буквально за несколько секунд до взрыва «Петропавловска» он делал спешные зарисовки в полевом альбоме.

Судьба броненосца

Что произошло на внешнем рейде военно-морской базы Порт-Артур в 09.39 утра 13 апреля 1904 г., известно давно. Мичман Ренгартен, наблюдавший гибель «Петропавловск» с мостика шедшего следом броненосца «Полтава», описывал события так: «Под правой скулой „Петропавловска“ взорвалась мина, он сразу накренился и стал уходить носом в воду, над местом взрыва выкинуло громадное пламя и целую кучу дыма. После этого взрыва было слышно еще несколько…».

Причина того, что броненосец затонул всего за 2 минуты, кроется как раз в описанной мичманом серии взрывов — одна японская мина не отправила бы огромный корабль на дно так быстро.

Из воспоминаний председателя комиссии для производства расследования причин гибели эскадренного броненосца «Петропавловск» капитана 1-го ранга Эдуарда Щенсновича: «Расследование установило, что „Петропавловск“ погиб от почти одновременного взрыва нескольких мин, поставленных ночью с 30 на 31 марта (по старому стилю — АиФ.ru) неприятелем на рейде Порт-Артура… Взрыв мины пришелся с правой стороны под отделением минного аппарата. Пироксилин в минах заграждения, лежавших в погребе около подводных минных аппаратов, детонировал, патронные погреба загорелись, и огонь стал распространяться по всему кораблю с поразительной силой».

На «Петропавловске» в момент гибели было 30 мин…

Кто виноват?

Картина трагедии, таким образом, представляется вполне ясной: детонация боекомплекта. А как насчет ее причин? Каким образом японские мины могли появиться под самым носом у русской эскадры?

Эти данные появились вскоре после окончания войны. Картина сложилась такая: 12 апреля японский минный заградитель «Кориу-мару» с миноносцами охранения вышли Порт-Артуру. Над морем стоял туман — идеальная погода для постановки мин. Место для нее было выбрано по данным японской агентуры — эту точку русская эскадра проходила каждый раз во время выходов в море.

Сориентировавшись по русским прожекторам на берегу (дело было в 2,5 милях от суши), японцы быстро сделали все, что было приказано. Русские наблюдатели засекли какое-то движение на рейде и даже доложили о нем Макарову. Но тот посчитал, что это возвращаются вышедшие ранее в набеговую операцию русские миноносцы.

Утром следующего дня на горизонте нарисовались главные силы японского флота. Именно они должны были выманить Макарова из гавани и подставить днища его кораблей под японские мины. К сожалению, это им удалось.

Русские броненосцы и крейсера стали выходить навстречу японцам: «Петропавловск», «Полтава», «Аскольд», «Баян», «Пересвет», «Победа», «Диана», «Новик». Слева на траверзе флагманского корабля шли минные крейсера «Гайдамак» и «Всадник». Проверить, чьи корабли ночью мельтешили на внешнем рейде, и вернулись ли к местам якорной стоянки свои миноносцы, никто не удосужился. А они не вернулись. Приказа протралить рейд перед выходом эскадры тоже никому в голову не пришло.

Напороться на японскую мину мог любой корабль из русской кильватерной колонны. Но напоролся именно флагман и именно адмирал Макаров. Что вдвойне прискорбно, потому что именно он считается в России одним из пионеров минной войны на море.

Источник

Опубликованно 13.04.2019 автором admin. Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Гибель Константинополя. Как крестоносцы предали Христа за богатую добычу
«Всехняя» бабушка Саша. Пенсионерка все деньги тратит на помощь детдомовцам

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Свежие записи

    • Когда вам срочно нужен будет адвокат ищите компетентного специалиста.
    • Реклама должна привлекать внимание и оставаться в памяти.
    • Что такое и для чего нужно корпоративное такси.
    • Что делать при появлении стойкой головной боли?
    • Как вылечить головные боли
    • Профессиональный такелаж – что он должен включать в себя?
    • Переезд офиса под ключ
    • Знаменитости, которые совершенно не узнаваемы без макияжа.
    • Психология и её два ключевых раздела

    Рубрики

    • Без рубрики
    • История
    • Люди
    • Религия
    • СМИ
↑
↓
создано с помощью